"..А ты и не запоминай: «Гвадалквивир», ты запомни: глотал кефир!" или - немного о мнемонике
...Вы тоже, как и я, если нет рядом календаря, представляете себе разворот страниц школьного дневника? Тоже мысленно отсчитываете, если надо вдруг припомнить, какое число каким днем недели будет, сверху вниз: "понедельник, вторник, среда..." - слева, "четверг, пятница, суббота..." - справа?...
...А по косточкам на кулачках проверяете иногда, сколько чисел в месяце, 30 или 31? Косточка - 31, впадинка - 30?...
Все-таки какая же это чудесная штука - мнемоника!
Мнемоника или мнемотехника - это целый интересный мир, состоящий из различного рода приемов, способствующих запоминанию информации. Ассоциации, связи, своеобразное кодирование, облачение в рифмы, зрительное воображение и зрительная память, созвучия... - арсенал мнемонических средств огромен!
Основателем мнемонического искусства часто называют древнегреческого поэта и преподавателя риторики Симонида Кеосского.
Якобы он однажды написал оду по заказу богача Скопы Фессалийского. Однако один из фрагментов прочитанной автором на пиру у Скопы оды не понравился заказчику, и тот заявил, что Симонид получит только половину оговоренной ранее суммы вознаграждения. А все потому, что Симонид слегка, скажем так, схалтурил и взял за основу оды другое свое произведение, посвященное божественным близнецам Кастору и Поллуксу, и - просто добавил несколько хвалебных строк про заказчика Скопу.
Оскорбленный Скопа заявил, что вторую половину гонорара хитрец Симонид получит как раз с божественных близнецов, а кто-то из гостей еще и подшутил чуть позднее над поэтом на эту тему, заявив, что Симонида снаружи ожидают какие-то двое юношей, пришедшие заплатить за ему за старые работы...
Симонид, не поняв шутки, вышел наружу в поисках юношей, никого, естественно, не нашел... А в это время случилось сильнейшее землетрясение, и все, остававшиеся на пиру, погибли под обломками...
Родственники погибших были безутешны, ведь останки погребенных под обломками невозможно было даже толком идентифицировать... И вдруг единственный выживший, тот самый поэт Симонид, сообщил, что может по каким-то своим личным ассоциациям в памяти сказать, кто где сидел на том самом злосчастном пиру, кто где находился в момент его обиженного ухода с пира, что поможет опознанию.
Случалась ли та история или это всего лишь легенда?... Однако многие считают именно Симонида Кеосского основателем мнемоники. На одной из досок, на которой записывались важные открытия, найденной археологами в XVII веке, была такая надпись: "...Со времен, когда кеянин Симонид, сын Леопрена, изобретатель системы вспоможений памяти, получил приз..."
Так что в любом случае спасибо нашим предкам за такой подарок - искусство мнемоники.
Это очень интересно!
С помощью мнемонических (мнемотехнических) приемов люди запоминают правила правописания, формулы, даты, географические названия... да всего не перечислить.
Цицерон, например, использовал тот самый "симонидовский метод" - ассоциация и фон. Проговаривая свою будущую речь, он шагал по дому из комнаты в комнату и мысленно расставлял ключевые слова вокруг себя. В суде же Цицерон снова мысленно шел по дому и собирал "разбросанное".
А школьники в дореволюционной России пользовались вот таким стихотворением для запоминания слов с ятем:
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ....
(оно вообще-то длиннющее полностью, это стихотворение, его само нужно еще запомнить...
А придумал его для тогдашних школяров профессор-филолог Кульман).
Я очень люблю всякие запоминалки. Мы уже как-то немного о них говорили на форуме.
С огромным удовольствием повторю здесь некоторые, которые мне очень нравятся.
Знаменитое:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Чудесная песенка из "Радионяни" о правописании существительных на -мя, которую я слушала на детской пластинке:
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было мохнатое племя
Первобытных людей-дикарей
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне имя, племя, семя, пламя,
В неё вошли и вымя, темя, стремя, знамя,
А для того, чтоб облегчить учебы бремя,
Вы повторяйте эту песенку всё время.
А про эту песенку, тоже из "Радионяни", про правописание "пол", мне напомнила Лерочка-LimeJeans ( ) :
Я пришёл из школы -
Мамы дома нет!
На столе оставлен
для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня однажды
Был такой обед:
Полкило варенья
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой...
Я ещё не мёртвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей сидят постели
Ровно пол-Москвы врачей...
Запоминание цветов радуги, кроме знаменитого "каждый охотник желает знать, где сидит фазан":
"Кот ослу, жирафе, зайке голубые сшил фуфайки"
"Карлсон опять жизнерадостно задумал гадость с фрикадельками"
или (опять с фрикадельками... ):
"Каждая образованная женщина завтракает горячими сырыми фрикадельками"
Недавно нашла очень интересный вариант в белорусском языке. Девочки из Беларуси, подскажите, есть ли такая запоминалка :
Чакай Атакі Жаўнера, Заўсёды Будзь Съмелым, Фазан
(это соответствует белорусским названиям цветов - "Чырвоны, Аранжавы,
Жоўты, Зялёны, Блакітны, Ciнi, Фiялетавы").
Еще читала про "запоминалки" питерских улиц, говорят, придуманы таксистами:
"Федя Кушал Сладко, Думая, Как Дуню Гостинцем Одарить"
(ул. Фучика, ул. Белы Куна, пр. Славы, ул. Димитрова, Каштановая аллея (теперь Пловдивская улица), Дунайский пр., ул. Ярослава Гашека, ул. Олеко Дундича).
"Белка Будет Буханку Просто Сушить"
( Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская).
"Разве можно верить подлому сердцу бродячей балерины?"
(Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая, Батайский переулок).
Петербуржцы, есть у вас такие запоминалочки для маршрутов? Очень интересно!
Про постановку ударений:
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
(Правильно классически именно Отдал, а отдАл - разговорное).
Или вот так про ударения:
Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
или так:
Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
Прорвались к отделению свЯзи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.
На правописание одного "н":
Бешеный путаник ворвался в гостиную и украл у труженика-мученика-повара вкусный вареник.
Слово ДАМАН:
можно с помощью него запомнить, на какой слог падает ударение в основных трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
"О" после шипящих:
Шорох, чокаться, трущобы,
шов, изжога и чащоба,
жом, крыжовник и обжора,
шомпол, чопорный и шоры,
шорты, пончо, капюшон,
Вспоминай: жокей, пижон,
шоколад, шоссе, шофер -
Вот тебе и весь набор.
Цвета российского флага:
БоСиКом (белый-синий-красный)
Очень известное:
Одевают - Надежду.
НАдевают - одежду.
Тоже известное:
цЫган на цЫпочках подошел к цЫпленку и цЫкнул -цЫц!
"три кота на мясо" - средняя скорость теплового движения частицы: v=sqrt(3kT/m)
Запоминание планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Правда, Плутон как планету ныне из Солнечной системы удалили и еще не решили, возвращать ли обратно, но запоминалки все равно полезные, веселые и интересные):
"Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли".
"Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный".
"Меньше всего замечала Мария южного солнца улыбку на пляже..."
"Морской волк" замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного подростка!"
Очень нравится мне запоминалка про фазы Луны:
Если мысленно "приставить" слева к месяцу вертикальную черточку и получится буква "Р" - это Растущая луна, а если месяц напоминает букву "С" - это Стареющая луна.
Запоминалка для учеников шахматных школ (расположение латинских букв на доске):
"Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш"
Запоминание согласных, после которых пишется суффикс профессии "–чик":
Да Ты Же Сам Знаешь!
или:
ДЖаЗиСТ
Слово ОВАЛ помогает запомнить самые крупные реки России:
Обь, Волга, Амур, Лена.
Веселые стихи про закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.
или:
Если тело впёрто в воду,
не утонет оно сроду.
Сила выпертой воды
его выпрет из туды.
Правописание "сс" (в первых строках двустиший) и "с" (во вторых строках):
Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.
Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.
Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.
Вот эти запоминалки про разные правила правописания мне тоже очень нравятся:
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
А еще на эту же тему есть "правило ослика ИА": если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
Очень трогательная:
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Лаконичная на правописание "тр":
Психиатр и педиатр пошли в театр!
Чудесная зрительно-ассоциативная запоминалка про родительный падеж слов "чулки" и "носки":
Чем короче, тем длиннее.
(то есть - "нет носков", но - "нет чулок").
Английские школьники, говорят, для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемонической фразой «yellow-blue bus».
А артисты цирка "Дю Солей" запоминали слово "хорошо" с помощью фразы "horror show" ("шоу ужасов").
А еще в звучании английской фразы "See, see, my Putee" ("Смотри, смотри, моя Патти") заключен код CCMPUTTEE, который помогает запомнить имена девяти муз: Calliope (Каллиопа), Clio (Клио), Melpomene (Мельпомена), Polyhymnia (Полигимния), Urania (Урания), Thalia (Талия), Terpsichore (Терпсихора), Erato (Эрато) и Euterpe (Эвтерпа).
Студентам-медикам помогает запомнить последовательность черепно-мозговых нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный) вот такое "суровое заклинание":
"Очнись, Зловещий Гробовщик, - Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма!"
И так далее, так далее, так далее.....
Вот такой он, полезный, веселый, очень интересный мир мнемоники!
Главное - не перемудрить, как герои рассказа Успенского "Случай со Степанидом" (цитату из которого я вспомнила в самом начале, про запоминание названия реки Гвадалквивир), с "василином" и "колбасином".
И - можно придумывать собственные чудесные "запоминалочки" на разные случаи жизни, чтобы ничего не забывалось, и было не "horror show", а именно - хо-ро-шо!!!
Сообщение отредактировал Люлюша: 28 мая 2016 - 22:37