Имеет ли смысл сейчас резать, если просто "коротковата" или отложить до более поздних времен? Или вообще забить?
Наташа, поверь мне, если врачи советуют подрезать уздечку такой малышке, то стоит это сделать. Дело здесь, конечно же, не в звукопроизношении. Таким крохам иногда это бывает жизненно необходимо, потому что короткая уздечка может мешать грудному вскармливанию. Она делает язычок малоподвижным. А для сосания язык должен хорошо подниматься. Ребёнку трудно сосать Сам ребёночек быстрее устаёт, мамина грудь хуже опорожняется (отсюда могут вырасти ножки и у застоя), ребёнок хуже набирает вес. Ребёночек может сосать долго и засыпать не от сытости, а от усталости. А может сосать минуток по 5 - уставать. Отсюда частые просыпания. И так далее. Педиатрам виднее. И если ваш замечательный педиатр советует – прислушайся. Обычно, правда, на эту процедуру отправляют после 3 месяцев, но если посылают сейчас – идите. Тем более, что процедуру эту проводит опытный хирург-стоматолог, а перед этим они тоже вынесут своё решение. В самой этой плёночке (уздечке) нервных окончаний нет, поэтому заранее себя не накручивай.
Кстати, сосать из бутылочки короткая уздечка не мешает - поэому это не показатель. А теперь о звукопроизношении. Дело в том, что артикуляционный аппарат формируется к трём годам. Поэтому не очень страшно, если ребёнок не очень хорошо произносит некоторые звуки в этом возрасте. Но это при нормальном общем и речевом развитии ребёнка! За этим обязательно нужно следить!!! Я говорю именно о звукопроизношении. Часто дети плохо произносят разные звуки, но родители больше всего озабочены именно звуком «Р». Это понятно, это самый яркий звук. В произношении он достаточно сложный. Ведь для этого нужно приоткрыть рот, поднять язык, упереть его кончик в альвеолы (маленькие бугорки за верхними зубами), напрячь и завибрировать. При короткой уздечке это невозможно. Да и в произношении других звуков это мешает, и в переключаемости с одного звука на другой (отсюда нечёткая речь). Поэтому, если в этом возрасте врач рекомендует её подрезать, значит есть необходимость. Но можно, конечно, сначала попробовать растянуть уздечку самим ( это действительно возможно), а при этом развить и укрепить весь артикуляционный аппарат. Для этого есть проверенная десятилетиями специальная артикуляционная гимнастика для детей
. А для звука "Р" есть и ещё одно «хитренькое» упражнение. Если язык у ребёнка малоподвижен, массивен , та же короткая уздечка и т.п. – гимнастику делать трудновато. Детки могут капризничать. Родителям нужно включить весь свой педагогический талант. А «хитрое упражнение» все делают с удовольствием. Для начала берёте блюдце и намазываете на него сгущённое молочко, варенье, налить растопленное мороженое ( всё, что ребёнок любит и на что нет аллергии. Лишь бы было вкусно
). И играть с ребёнком в «котёнка». Предложить ему всё вылизать. Малыш и не заметит, что делает большую работу. Всё компенсируется вкусненьким. Со временем блюдце меняем на более глубокую посуду. Когда артикуляционный аппарат будет достаточно развит, начинают работу по постановке звуков. Лучше, конечно, если это будет делать специалист. Но я думаю, что некоторые умные, энергичные мамы, которые очень любят и хорошо чувствуют своих детей и у которых нет возможности обратиться к логопеду ( я имею ввиду Танечку Kulema и её такого смышлённого Тиму), могут попробовать справиться с этой проблемой и сами. На просторах Интернета можно найти даже видеозанятия с логопедом и массу упражнений для закрепления этого звука. Я искренне считаю, что родители должны сделать всё, что смогут, чтобы речь у ребёнка была красивая и правильная. От этого иногда зависит и судьба человека. С нечёткой речью не возьмут не только диктором или артистом. Могут не взять просто телефонисткой. А мальчиков раньше с дефектом звука "Р" не брали в военные училища. И это обосновано. Представьте: у молодого офицера вместо "Р" звучит "Г". И что услышат солдаты вместо :"Р-Р-Р-аввняйсь!"?
Желаю всем, чтобы ваши детки вас только радовали! 