Перейти к содержимому


Фотография

Православие


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1816

#556 Simelena

Simelena

    Профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPip
  • 722 сообщений
  • Город:Минск
  • Имя: Елена

Отправлено 27 декабря 2010 - 14:47

Хочется поделиться с вами "случайно" найденным высказыванием, касающимся и веры, и любви: О "яркости чувств" в Таинствах 29 Июл, 2010 at 12:22 AM Вот говорят, что, мол, от частого Причащения можно утратить "яркость чувств", что вырабатывается "привыкание" и все такое. Кажется даже иногда, что в этом есть какой-то резон. Но на самом-то деле полнейшая нелепость. Чтоб это понять, далеко ходить не надо. Церковь это Семья, Церковь это Брак, Церковь это Любовь. Известные образы, идущие еще от Самого Иисуса Христа, а затем Павла, Иоанна и далее. В этом контексте говорить об опасности утраты "яркости чувств" это все равно, что сказать жениху и невесте: разве вы не боитесь из-за того, что будете постоянно рядом жить и ежедневно видится, утратить яркость чувств? А ведь резонно вполне... Только вот главное в браке вовсе не "яркость чувств", а полнота бытия во взаимной любви, представление о чем больше вяжется не с "яркостью", а со "светом" - спокойным, мирным, всезаполняющим. И кто обычно озабочен "яркостью чувств"? Человек, для которого любовь это временая пылкая страсть, средство впрыснуть себе адреналинчику. И на Причастие в Церкви довольно часто тоже так смотрят - как на такой своего рода наркотик, стимулирующий всплеск "духовной жизни" на фоне ее обычной серости. /иерей Александр,
"Мы желаем счастья Вам! И оно должно быть таким -Когда ты счастлив сам - Счастьем поделись с другим!"

#557 tanuki

tanuki

    Супер профи

  • Активные участники*
  • PipPipPipPipPip
  • 3 284 сообщений
  • Город:Забайкалье
  • Имя: Татьяна

Отправлено 28 декабря 2010 - 01:56

удивительно "случайно" читаю эти слова после сомнений по поводу частого Причастия....

#558 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 28 декабря 2010 - 10:58

28 декабря Трифон, Степан
Православный церковный календарь
: Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (ок. 117-138). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых.
Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929). Сщмчч. Александра и Василия, Викторина пресвитеров (1937).
Мч. Елевферия кувикулария (IV). Прп. Парда отшельника (VI). Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых.
Преподобный Трифон Печенгский, Кольский
День памяти: Декабрь 15
Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, в миру Митрофан, родился в Новгородской губернии в семье священника. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников. Однажды во время молитвы в лесу он услышал голос: "Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая". Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Там он стал вести с ними торговлю. Сначала святой ознакомился с языческими верованиями аборигенов и изучил их язык, затем стал проповедовать им о вере Христовой. Лопари встречали слова святого с настороженным недоверием. Святому проповеднику пришлось преодолеть много трудностей, перенести гонения и даже побои. Но постепенно, мудрым, ласковым словом и кротостью ему удалось многих обратить ко Христу. По благословению Новгородского архиепископа Макария преподобный Трифон вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных храм, а для ревнителей иноческого жития основал Троицкий Печенгский монастырь "у холодного моря, у Мурманской границы" в 1532 году. Иоанн Грозный помог ему и богато одарил монастырь преподобного. Просветитель лопарей скончался в глубокой старости в 1583 году, прожив на Печенге почти 60 лет. Местное празднование было установлено вскоре после кончины святого. В 1589 году шведы уничтожили Печенгский монастырь. Позже, по приказанию царя Феодора Иоанновича, монастырь перенесен был на Колу. На месте разрушенного монастыря была поставлена церковь во имя преподобного Трифона, а над могилой святого построена церковь Сретения Господня. Святой Трифон не раз приходил на помощь погибавшим мореплавателям, с верой призывавшим его имя.

Народный календарь. Стал день прибавляться, и Солнце посылает на Землю своих деток — солнечные лучи, которые пронзают нечистую силу, отваживают ее от домов. Рано утром надо было в этот день вынести на огород горячие угли и высыпать их в него. Только так можно было испугать нежить. «Золотое уголье шает, нечисть стращает».
Всеобщее осмеяние: парни и девушки устраивали шуточную перебранку, дабы в новом году не копить обид друг на друга. Эта словесная перебранка давала возможность выплеснуть все обиды, накопившиеся в течение года. Действие это было публичным и обязательно приурочивалось к празднику.

Приметы. Трифон, Стефан. Днём был сильный мороз, а к вечеру вдруг потеплело - стужа ещё впереди. Погода этого дня указывает погоду марта. «Каков Трифон, таков и март».
В старину говаривали, мол: «Студено на Стефана так, что птицы на лету замерзает».

Именинники: Вакх, Елеферий, Ивана, Иона, Нектарий, Павел, Пард, Степан, Сусанна, Трифон.

#559 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 28 декабря 2010 - 10:59

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ ВерейскийДни памяти: Январь 29 (новомуч.), Апрель 27, Июнь 4 (Петерб.), Август 20 (Моск.), Декабрь 15Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.Следует отметить, что Владимир во всех школах, начиная с Духовного училища и кончая Духовной академией, учился превосходно. По всем предметам он всегда имел отличные оценки.В 1913 году Владимир получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».Сердце его горит горячим желанием служить Богу в иноческом чине. 28 марта в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона (в честь преподобномученика Илариона Нового, память 28 марта), а примерно через два месяца, 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион был возведен в сан архимандрита.30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник.И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества. «Никогда,— говорил архимандрит Иларион,— Русская Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество уничтожено было Петром I. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас Соборов? Нет, не соборности и не Церкви помешало у нас патриаршество. Кому же? Вот передо мною два великих друга, две красы XVII века — патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Чтобы поссорить друзей, злые бояре нашептывают царю: «...Из-за патриарха тебя, государь, не видно стало». И Никон, когда ушел с московского престола, между прочим, писал: «..Пусть ему, государю, без меня просторнее будет». Эту мысль Никона и воплотил Петр, уничтожив патриаршество. «Пусть мне, государю, без патриарха просторнее будет»...Но церковное сознание, как в 34-м апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года, говорит неизменно одно: «...Епископам всякаго народа, в том числе и русскаго, подобает знати перваго из них и признавати его яко главу».И хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами (См. Деян. 5, 39)! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?.. А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь, и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца.Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Как проповедника и оратора его ставили наравне с Луначарским и Александром Введенским, и даже выше их. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. Свою деятельность он продолжил по возвращении из ссылки. Святейший Патриарх Тихон приблизил его к себе и вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) сделал своим ближайшим советником и единомышленником.Сразу же после возвращения из ссылки Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его расширяется. Он ведет серьезные переговоры с Тучковым (уполномоченным ОГПУ по церковным делам) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях Советского государства на основе канонического права, занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий.Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона. 22июня/5 июля 1923 года владыка Иларион совершает всенощное бдение под праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре, захваченном обновленцами. Владыка изгоняет обновленцев и великим чином, заново освятив собор, присоединяет монастырь к Церкви. На следующий день в обители служит Святейший Патриарх Тихон. Богослужение длится целый день и заканчивается лишь в шесть часов вечера. Святитель Тихон назначает владыку Илариона настоятелем Сретенского монастыря. В своих посланиях лидер обновленчества, митрополит Антонин (Грановский), с невыразимой злобой обрушивает свои удары и на Патриарха и на архиепископа Илариона, бесцеремонно обвиняя их в контрреволюции. «Тихон с Иларионом, — писал он,— вырабатывали «благодатно»-удушливые газы против революции, и революция ополчилась не только на тихоновских церковников, но и на всю церковь, как на скопище заговорщиков. Иларион ходит и окропляет храмы после обновленцев. Он наглостью входит в эти храмы... Тихон с Иларионом — подсудимые перед революцией, досадители Церкви Божиеи и в свое извинение не могут представить никаких добрых дел» («Известия», 23 сентября 1923).Архиепископ Иларион ясно понимал преступность обновленцев и вел горячие диспуты в Москве с Александром Введенским. Последнего, как выразился сам архиепископ Иларион, на этих диспутах он «прижимал к стенке» и разоблачал все его хитрости и ложь.В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной.Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и доО монашества, и в монашестве, и в священстве. Те кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа.«На Филимоновой рыболовной тоне,— рассказывал очевидец,— в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух Святы и: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа». Так смирялся его дух с новым положением.Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.Как-то привезли на Соловки молодого иеромонаха из Казани, которому дали три года ссылки за то, что он снял с диакона-обновленца орарь и не позволил ему служить с собой. Архиепископ одобрял иеромонаха и шутил по поводу разных сроков заключения, данных тем или иным лицам независимо от тяжести их «преступлений». «Любочестив бо сый Владыка,— говорил архиепископ Иларион пасхальными словами Иоанна Златоуста,— приемлет последнего якоже и перваго; упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает и предложение хвалит». Слова эти звучали иронически, но давали чувство мира и заставляли принимать испытание как от руки Божией.Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка от этой шутки был в восторге. У одного ссыльного два раза подряд пропадали сапоги, и он разгуливал по лагерю в рваных галошах. Архиепископ Иларион, глядя на него, приходил в подлинное веселье, чем и вселял в заключенных благодушие. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала «шпана», уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе ли урывками, или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь таким «экземпляром» из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему, нет. Владыка разговаривал с каждым как с равным, интересуясь, например, «профессией», любимым делом каждого. «Шпана» очень горда и чутко самолюбива. Ей нельзя показать пренебрежения безнаказанно. И потому манера владыки была всепобеждающей. Он, как друг, облагораживал их своим присутствием и вниманием. Наблюдения же его в этой среде, когда он делился ими, были исключительного интереса.Он доступен всем, он такой же, как все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать. Самая обыкновенная, простая, несвятая внешность — вот что был сам владыка. Но за этой заурядной формой веселости и светскости можно было постепенно усмотреть детскую чистоту великую духовную опытность, доброту и милосердие, это сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждения. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого «вида благочестия», совершенно сознательный и прямой. В «артели Троицкого» (так называлась рабочая группа архиепископа Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.Каждого приезжающего священника владыка подробно расспрашивал обо всем, что предшествовало заключению. Привезли однажды в Соловки одного игумена. Архиепископ спрашивает его: — За что же вас арестовали? — Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли,— отвечает отец игумен,— ну, собирался народ, и даже бывали исцеления... — Ах, вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? — Три года. — Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела...В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была иная, чем на Соловках. В тюрьме он пользовался особыми льготами, ему дозволили получать книги духовного содержания. Пользуясь данными льготами, архиепископ Иларион прочитывает много святоотеческой литературы. делает выписки, из которых получается много толстых тетрадей святоотеческих наставлений. Эти тетради он имел возможность после тюремной цензуры передавать своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. «Вас Москва любит,— заявил представитель ГПУ,— вас Москва ждет». Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену. Агент удивился его мужеству и сказал: «Приятно с умным человеком поговорить.— И тут же добавил:— А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?» Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено «за разглашение государственных тайн», то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме.Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции.В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона «набраться мужества» и возглавить все более терявший значение григорианский «высший церковный совет». Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы.Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».«Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю»,— говорил он в свое время епископу Гервасию.Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни.В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями.В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием.«Никакого раскола!— возгласил архиепископ Иларион.— Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!»28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным н крайне вредным. Такое отделение он считал «церковным преступлением». по условиям текущего момента весьма тяжким. «Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения»,— заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: «Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат». При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, «хоть лбом об стенку бейся», что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах.Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. «Говорить с ним не приведи Бог,— писал владыка в письме от 28 июня 1928 года, — Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает».Несмотря на эту характеристику архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение.Интересно отметить, что архиепископ Иларион безбоязненно укорял агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами. И в то же время он подавал ему мысль, что не лучше ли заключить союз с Православной Церковью и поддержать ее: это позволит настоящей и авторитетной Церкви признать власть Советов.Хотя и не все было известно архиепископу Илариону о тогдашней церковной жизни, но тем не менее он не был равнодушным зрителем тех или иных церковных нестроений и бедствий, обрушившихся на православный народ. К нему обращались за советом и спрашивали, что нужно делать, чтобы в новых условиях политической жизни достигнуть умиротворения Церкви. Вопрос был очень сложный. И на него архиепископ Иларион дал весьма глубокий и проанализированный ответ, основанный на православных канонах и церковной практике.Вот что написал он вопрошавшим в своем письме от 10 декабря 1927 года: «Последние два года с лишком я не участвую в церковной жизни, имею о ней лишь отрывочные и, возможно, неточные сведения. Поэтому для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни и ее недостатки, и ее болезни мне известны. Главный недостаток, который чувствовался еще и раньше, это отсутствие в нашей Церкви Соборов с 1917 года, т. е. в то самое время, когда они особенно были нужны, так как Русская Церковь не без воли Божией вступила в совершенно новые исторические условия, условия необычные, значительно отличающиеся от раннейших условий. Церковная практика, включая и постановления Собора 1917—1918 годов, к этим новым условиям не приспособлена. так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смерти Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о местоблюстительстве, насколько мне известно, тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов Церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все, желающие блага Церкви, сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях. Следовательно, нужен Собор, и прежде всего нужно просить государственную власть разрешить созвать Собор. Но кто-то должен собрать Собор, сделать для него необходимые приготовления, словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен теперь же, до Собора, церковный орган. К организации и деятельности этого органа у меня ряд требований, которые у меня, думаю, общие со всеми, кто хочет церковного устроения, а не расстройства мира и не нового смятения. Некоторые из этих требований я и укажу.Временный церковный орган не должен быть в своем начале самовольным, т. е. должен при своем начале иметь согласие Местоблюстителя.2. По возможности во временный церковный орган должны войти те, кому поручено Местоблюстителем митр. Петром (Полянским) или Святейшим Патриархом.3. Временный церковный орган должен объединять, а не разделять епископат, он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.4. Временный церковный орган свою задачу должен мыслить скромной и практической — создание Собора.Последние два пункта требуют особого пояснения. Над иерархией и церковными людьми витает отвратительный призрак ВЦУ 1922 года. Церковные люди стали подозрительными. Временный церковный орган должен как огня бояться хотя бы малейшего сходства своей деятельности с преступной деятельностью ВЦУ. Иначе получится только новое смятение. ВЦУ начинало со лжи и обмана. У нас все должно быть основано на правде. ВЦУ, орган совершенно самозванный, объявил себя верховным вершителем судеб Русской Церкви, для которого не обязательны церковные законы и вообще все Божеские и человеческие законы. Наш церковный орган — только временный, с одной определенной задачей — созвать Собор. ВЦУ занялось гонением на всех, ему не подчиняющихся, т. е. на всех порядочных людей из иерархии и из других церковных деятелей, и, грозя направо и налево казнями, обещая милость покорным, ВЦУ вызвало нарекания на власть, нарекания едва ли желательные для самой власти. Эта отвратительная сторона преступной деятельности ВЦУ и его преемника, так называемого Синода, с его соборами 1923— 1925 годов, заслужила им достойное презрение, доставив много горя и страданий неповинным людям, принесла только зло и имела своим следствием только то, что часть иерархии и несознательных церковных людей отстала от Церкви и составила раскольническое общество. Ничего подобного, до самого малейшего намека, не должно быть в действиях временного церковного органа. Эту мысль я особенно подчеркиваю, потому что здесь именно вижу величайшую опасность. Наш церковный орган должен только созвать Собор. Относительно этого Собора обязательны следующие требования.5. Временный церковный орган должен собрать, а не подбирать Собор, как то сделано печальной памяти ВЦУ в 1923 году. Собор подобранный не будет иметь никакого авторитета и принесет не успокоение, а только новое смятение в Церкви. Едва ли есть нужда увеличить в истории количество разбойничьих соборов, довольно и трех: Ефесского 449 года и двух московских 1923—1925 годов. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей (обновления). Лишь только настоящий Собор может быть авторитетным и сможет внести успокоение в церковную жизнь, дать покой измученным сердцам церковных людей. Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента, и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям».Только при соборности Церкви, как мыслил и утверждал архиепископ Иларион, произойдет умиротворение церковное и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях Советского государства.Крестный путь его подходил к завершению. В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. Этапом он добирался от одной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из ленинградской тюремной больницы, куда его поместили, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте теперь со мной, что хотите». В бреду он говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет».Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» И с этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря.Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь ленинградского Новодевичьего монастыря. Владыка страшно изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона.Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия.Кроме митрополита Серафима и архиепископа Алексия в погребении участвовали епископ Амвросий (Либин) Лужский, епископ Сергий (Зенкевич) Лодейнопольский и еще три архиерея.Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь. Его смерть явилась величайшей утратой для Русской Православной Церкви.Вечная тебе память, достоблаженный святителю Иларионе!

#560 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 29 декабря 2010 - 12:46

29 декабря — Аггей – Инесей
Православный церковный календарь.
Прор. Аггея (500 до Р.Х.).
Сщмч. Владимира пресвитера (1918). Сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии, Павла, Феодосия, Владимира, Александра пресвитеров, прмч. Макария (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1937).
Мч. Марина (III). Блж. царицы Феофании (893-894). Прп. Софии Суздальской (1542).
Пророк Аггей
День памяти: Декабрь 16
Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р.Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит "Слову Безначальному в последних временах явитися".

Народный календарь. Агей (Аггей) по прозвищу Иней Сей.
Аггей Зимоуказчик: «Агей-пророк сеет иней на порог».
Гадания о Святках: как и Спиридон-солнцеворот, пророк Аггей показывает, какая погода будет на Святки. Если в этот день будет иней, то Святки будут теплыми, а если мороз - то простоит до середины января. Если в этот день сильный мороз — то ему «Святки трещать, до Крещения стоять».

Приметы. Примечено народом: Каков Агей, таков и месяц апрель Холодный Аггей - к лютой зиме. Если иней рясный - Ананий (30 декабря) будет ясный.

Именинники:
Аггей, Амвросий, Марин, Мемнон, Николай, Осия, Семен, Соломония, Софья, Феофания.

#561 tanuki

tanuki

    Супер профи

  • Активные участники*
  • PipPipPipPipPip
  • 3 284 сообщений
  • Город:Забайкалье
  • Имя: Татьяна

Отправлено 30 декабря 2010 - 01:47

"Кукла рождественской девочки" - замечательный рождественский рассказ. Кстати, есть фильм по этому рассказу - яркий и красочный. Я не помню, где скачала его, к сожалению. Называется "Рождественские истории". Мне вообще в последнее время интересен этот жанр: важно, чтобы события происходили в Рождество Христово (накануне, или в сам этот день), чтобы в рассказе совершалось доброе дело во Славу Божию... Прекрасное чтение для детей. Давайте, вспомним еще рождественские рассказы и составим список! Если есть ссылки, будет вообще здорово...Начинаю:О.Генри "Дары волхвов", А. Куприн "Чудесный доктор"...

#562 милочка

милочка

    Супер профи

  • Активные участники*
  • PipPipPipPipPip
  • 1 675 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 30 декабря 2010 - 02:49

сборник для детей "Святочные рассказы":Ф.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"Н.Лесков "Зверь"А.Куприн "Тапер"К.Станюкович "Елка"П.Полевой "Славельщики"В.Немирович-Данченко "Находка"А. Круглов "В канун Сочельника"...."Без елки"П.Хлебников "Рождественский подарок"Л.Клавдина "Вечер под Рождество"С. Макаров "Рождественский фонарь"Е.Ивановская "Предание о первой рождественской елке"М.Роос "Невидимый гость"И.Шмелев" Рождество Твое ,Христе Боже наш"Н.Лесков "Неразменный рубль"еще мои дети слушали рассказы на кассетах, выпущенные в Москве (с)И.ЛИТВАК.это были самые лучшие . хорошие актерские голоса и красивая музыка.это и рождественские рассказы.песенки для самых маленьких о добрых поступках.жития святых-адаптрированные для детей от 4 лет где-то.думаю они и сейчас есть только на более современных носителях.можно поискать в православных лавках.например "Вифлеемский младенец" автор музыки ,текста песен, режиссер-И.Литвакзвукорессисер В.Улитин.актеры: Моисеева.Литвак.Удальцова.если будут эти фамилии -смело берите...хотя может их проект уже и закрылся-так как на каждой кассете они искали спонсоров для выпуска новых программ.

#563 annette

annette

    Супер профи

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 2 182 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 30 декабря 2010 - 09:12

Обычаи и приметы Рождества. Рождественские и Калядные песнопения
Нужно особенно отметить, что, пожалуй, не было на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев, примет. Особенно много обрядов и примет у крестьян. И это понятно, они ближе к природе, более зависимы от нее. Примет этих такое множество, что привести их все нет никакой возможности. Главный же вопрос — вопрос о том, каков будет урожай, приплоду скота, будет ли благополучие в хозяйстве? Вот некоторые из примет.
Иней на Рождество — урожай на хлеб.
Метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое, весна — холодная.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.
Небо звездное — урожай на горох.
Хороший санный путь — урожай на гречу.
Темные Святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.

В разных местах России были свои особенные обряды и обычаи празднования Сочельника, Рождества и Святок.

К примеру, на Украине и Беларуси, как только взойдет на темном небе первая звездочка, хозяева садятся за стол и едят "богатую" кутью. Делается такая кутья с медом или растертым в подслащенной воде маком. Угощаются также овсяным киселем, вареными грибами. Еще до наступления вечера хозяин приносит с гумна сноп сена или ржи и ставит его в передний угол. Сверху на сноп помещается горшок с кутьей и зажженной в нем свечой. По столу же разбрасывает принесенные ячмень или гречиху, сверху покрывая чистой скатертью. После ужина остатками кутьи "угощают" мороз во дворе, прося его "кути исти" и не идти "на жито, пшеницю и всяку пашницу".

В избах в огонь клали деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге старались поддерживать все Святки, это предвещало удачу.

Существовал обряд "обсевания" изб. Его выполняли пастухи. Войдя в избу и поздравив хозяев с праздником, они разбрасывали горсть овса, приговаривая при этом: "По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток! Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки — по всей избе!"

Ранним утром в еще синеватом рассвете слышен был церковный звон от десятков церквей. С самого утра рождественского дня в обычае было славить Христа. Славить, или колядовать, по домам любила вся православная Русь. Известно, что Петр I ездил вместе с певчими славить по боярским и купеческим домам. В Древней Руси славило и все духовенство. На юге России с его особой любовью к колядованию всяк славил по-своему: девушки пели под окнами наиболее зажиточных крестьян, те одаривали их деньгами на наряды. Молодые парни колядовали с "козой", которой одевался один из христославщиков, надевая вывернутый наизнанку тулуп. Колядовщики желали людям счастья, богатого урожая.
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!

#564 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 30 декабря 2010 - 11:24

Анечка, Милочка, Татьяна – как всегда много полезного, нужного и интересного. Спасибо!

Сообщение отредактировал oxsi_bel: 30 декабря 2010 - 11:25


#565 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 30 декабря 2010 - 12:24

30 декабря — Ананий, Азарий и Мисаил
Православный церковный календарь.
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.). Сщмчч. Александра и Николая и Сергия пресвитеров (1918). Сщмчч. Петра и Иоанна пресвиеров (1937). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).
Пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Мисаил
День памяти: Декабрь 17
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно". Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 - 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 - 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
В течение нескольких веков история пророка Даниила и трех отроков Анания, Азария и Мисаила разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества, собирая огромные толпы зрителей.

Народный календарь. Декабрь старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет: Новая година, будь деловита, из радостей сшита, добром покрыта, горем не разбита.
И чтобы благополучие сопутствовало в Новом году, желательно вспомнить заветы христианской древней мудрости, ибо они идентичны мирским общечеловеческим культурным ценностям: Любите людей, желайте им добра и счастья. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас.... Старайтесь простить обиды, нанесенные вам, "прощайте и прощены будете", ибо злое чувство рождается мгновенно, а доброго приходится дожидаться.
"Новый год — к весне поворот". Декабрь венчает календарь. Подошел к концу старый год, а в снежных вихрях мчится грядущий Новый год.
Данила декабрь торопит. Ананий декабрь поторапливает. В Данилов день святым духом и ладаном запахло. В день Данила хозяйка печку топила, чтоб на два дня тепла хватило.
Гадание в ночь на Данилу. В эту ночь (ночь на день пророка. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила) клали под подушку три лавровых листка. На одном пишут — Ананий, на втором — Азарий, на третьем — Мисаиил. Ночью должен привидеться суженый.
В старину в ночь жгли огромные костры и приговаривали: «разгони, Огонь, потемь, постращай стужу…»

Приметы. Даниил-зимоуказчик. На пророка Даниила иней — теплые Святки, а на Рождество {7 января) будет оттепель. Каков день на Азария, таков и май месяц. Если на Анания иней, через неделю будет тепло. А если В декабре метели — будут пчелы хорошо роиться.

Именинники: Азарий, Ананий, Даниил, Денис, Иван, Мисаил (Михаил), Никита, Степан.
Михаил в переводе с иврита - "подобный Богу". Не зря это имя носит один из 4х архангелов. Даниил также с иврита - "судья Божий". Азарий с иврита - "Божья помощь". Ананий с иврита - "дарованный Богом"

#566 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 31 декабря 2010 - 10:29

31 декабря — Модестов день, покров скотаПравославный церковный календарь: День памяти святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского ( 634 год). Святой Модест известен в русском народе как хранитель скота, и потому в Сказании о святых ему назначается молитва на случай скотского падежа.По народному календарю. Модест считался покровителем скота. День отмечался мужскими братчинами (складчиной) с пивом и мясом посвященного святому животного.Приметы. Каков Модест, таков будет и июнь месяц.В старину говорили: «Декабрь старый год кончает, новому дорожку новым счастьем стелет».Именинники. ВИКТОРИН, ГЕОРГИЙ, ГЕРМОГЕН, ЕВВИОТ, ЕЛИЗАВЕТА, ЕРМИЛ, ЗОЯ, КАСТОР, КАСТУЛ, КЛАВДИЙ, МАРК, МАРКЕЛЛИН, МАРТИН, МИХАИЛ, МОДЕСТ, МОКЕЙ, НИКОСТРАТ, СЕВАСТЬЯН, СЕМЕН, СИМФОРИАН, СОФРОН, СОФЬЯ, ТИВУРТИЙ, ТРАНКВИЛЛИН, ФЕДОР, ФОКА

#567 oxsi_bel

oxsi_bel

    Супер профи

  • Активные участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 056 сообщений
  • Имя: Оксана

Отправлено 31 декабря 2010 - 10:30

1 января. Новый годКогда наступал Новый год?Древние славяне Новый год праздновали 1 марта — с наступлением тепла и началом полевых работ.В конце X века с принятием христианства на Руси был введен юлианский календарь. Счет лет в нем велся от «сотворения мира», происшедшего, как утверждает церковь, за 5508 лет до нашего летосчисления.В 1492 году начало года на Руси было официально перенесено на 1 сентября.В 1699 году, через несколько месяцев после того, как 1 сентября россияне уже отпраздновали Новый год, им пришлось празднование повторить. Потому что 19 декабря Петр I издал указ о реформе календаря в России. Согласно этому документу, Новый год стал отмечаться 1 января и было принято христианское летосчисление — от Рождества Христова. В этом указе великий государь предписывал по случаю праздника после должного благодарения, обращенного к Богу, и молебного пения учинить некоторые украшения деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… В знак веселья, друг друга поздравляя с Новым годом и столетием, учинить на Красной площади огненные потехи, а на каждом своем дворе знатные люди должны устроить стрельбу из небольших пушечек, мушкетов…В канун Нового, 1700 года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Гулянья продолжались всю ночь.Декретом Совнаркома 24 января 1918 года «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» был введен новый календарь, новый стиль, отличавшийся от старого стиля на 13 дней.Поэтому празднование Нового года с тех пор наступает на 13 дней раньше. Однако старый Новый год сохранился в памяти людей и его продолжают отмечать до сих пор.Нерабочим днем 1 января стал в декабре 1947 года.В лесу родилась елочкаКогда-то у древних славян, литовцев и эстонцев ель считалась деревом, приносящим мир и счастье.Впервые в России елка как атрибут Нового года появилась в петровские времена. Среди древнегерманских племен был широко распространен культ духов растительности. Германцы верили, что обитают духи на ветвях деревьев, и прежде всего на вечнозеленых елях.С XVI века в Германии и Швейцарии в домах ставили маленькие елочки, украшенные яблоками, которые по окончании праздника разрешалось снимать детям и беднякам.Этот обычай перешел позже в Скандинавию, Францию и другие страны, и даже в те, где ели вообще не растут.Древиегерманский обычай христианская церковь включила в рождественский обряд. Елочные украшения легко вписались в евангельскую историю рождения Иисуса Христа. Сласти символизировали дары, поднесенные маленькому Христу. Свечи напоминали тепло жилища Вифлеема, в котором было отказано Марии и Иосифу. Звезда на вершине елки ассоциировалась с Вифлеемской звездой, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Христос.Первая публичная елка в России была зажжена в 1852 году на Екатерингофском вокзале в Петербурге. Карнавальные маски у новогодней елки впервые в нашей стране надели в начале XVIII века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со Швецией.Так как обряд украшения елки был приурочен к Рождеству, религиозному празднику, праздничную елку советская власть запретила. Восстановили этот обычай только в 1935 году, правда, украшать елку стали к Новому году.Все звери в гости к намИздревле считалось: каков будет первый день года, таков будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год одеться во все новое, отложить заботы и веселиться от души всю ночь.Ряженые. Ни одни деревенские святки не проходили без того, чтобы парни не устроили развлечений с переодеванием. Заранее готовили самодельные маски, бороды из льна и шутовские костюмы из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу, полушубков и прочее. В сумерки желающие рядиться собирались к кому-либо в хату и одевались кто цыганом, кто старым дедом, кто уродом-горбачом. При этом почти всегда вязали из соломы чучело, немного похожее на лошадь, которую затем несли четыре парня. Потом все отправлялись по деревне с песнями и криком. Впереди всех ехал верхом на кобыле горбатый старичок с длинной бородой (для этого наряжали мальчика-подростка). Затем цыган и солдат вели медведя на веревке, а за ними уже следовала целая толпа ряженых парней и подростков. Шумной, веселой ватагой врывались ряженые в дома, плясали, пели, предлагали гадать и выпрашивали табаку и денег. Обойдя дома богатых соседей, эта толпа вваливалась в святочную избу и начинала бражничать.Подарок от Деда Мороза«С Новым годом! С новым счастьем!» — такие привычные слова произносят, поздравляя друг друга с Новым годом. Нечто подобное произносили еще в 153 году до нашей эры. Именно тогда древние римляне ввели обычай веселиться всю ночь и дарить под Новый год подарки с пожеланиями удачи и счастья. Подарки были со значением: свечи — символ солнца, золото — знак богатства, мед — признак приятной жизни.Этот обычай дарить подарки на Новый год сохранилсяДед МорозПодарки французским ребятишкам приносил раньше Пьер Женвье.В Греции таким гостем стал святой Василий.Итальянские дети ждут подарков от бабушки Морозихи» — святой Епифании, которая приходит одетой в белую шубу и красную шапку.В Швейцарии считалось, что подарки детям приносит сказочная тетушка Ария. В ночь перед Рождеством она спускалась с гор с клюкой в руке, в сопровождении осла с двумя тяжелыми корзинами на спине и колокольчиками на шее. Старушка проникала в дом через замочную скважину, полуоткрытое окно, а иногда и через каминную трубу. Послушным детям она приносила сладости, а непослушным подбрасывала вместо подарков розги.В Испании оставляет подарки на подоконниках святая Екатерина.В Англии, Америке и ряде стран Северной Европы дети ждут прихода Санта-Клауса — святого Николая (Санта — святой, Клаус — уменьшительное от Николаус).Наш русский Дед Мороз — властитель холода, снега, вьюг и ветров — носит теплые валенки и красную шубу.Когда-то наши предки считали Деда Мороза неказистым и вредным стариком, который бегал по полям, тряс длинной бородой да стуком вызывал трескучие морозы. От его ударов по избе раскалывались бревна. Со временем он превратился в богатыря кузнеца и сковывал воду железными морозами.Народы Восточной Сибири отождествляли Деда Мороза с носатым, рогатым чудовищем. У якутов в момент наступления Нового года с этим чудовищем вступал в единоборство царь пернатых — орел. Он специально прилетал, чтобы прогнать старый год и начать новый.У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза. Накануне Рождества глава семьи выглядывал в окно или за порог избы и предлагал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не ешь овес!» Теперь же во всех странах мира Дед Мороз — добряк и весельчак.С недавних пор у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка, которую придумал русский драматург А. Н. Островский.Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устраивать радостную, приветливую встречу. Главным угощением стола был молочный поросенок.Повсеместно не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую и грязную работу — иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.Не следует в Новый год платить долгов — весь год будете расплачиваться.Считалось, если в Новый год постучать в дерево груши или яблони, то на этом дереве будет обильный урожай.В Новый год первому покупателю отдают товар дешево, придерживаясь пословицы -«дорог почин».Особый смысл девушки придавали обычаю одеваться в первый день Нового года во все новое и несколько раз переодеваться, чтобы у всех были обновы.Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали горсть зерна в красный угол и поздравляли хозяев, желали здоровья и урожая. В благодарность хозяева должны были угостить «сеятелей».Самое верное гаданиеГадают и под Рождество, и под Крещение, но самым верным и Действительным считается гадание под Новый год (если только гадающий будет гадать без креста, без пояса и не благословясь).Гадание на замужество. В Курской губернии девушки под Новый год ходили в хлев и обвязывали овец и коров поясами, а наутро смотрели: если овца или корова станет головой к воротам, то девушка выйдет замуж, если задом или боком — то придется ей еще год проси деть в девках.В Вологодской губернии вместо овец и коров девушки гадали на лошадях. Гадальщица надевала коню мешок на голову и завязывала на шее, после чего садилась верхом, задом наперед, брала в зубы хвост и гнала лошадь. Если при этом лошадь шла к воротам, то девушку нынче выдадут замуж, и наоборот — если в хлев или к забору, то в нынешнем году никто не посватается.Гадание в бане заключалось в том, что, насыпав кучки золы, девушки на другой день шли их осматривать. Если на кучке заметен след ног в сапогах — то девушка выйдет за богатого, если в лаптях — за бедного, если, наконец, будут видны следы от удара кнутом — то сердитый муж будет бить жену.Иногда девушки и парни гадали вместе на перекрестках дорог Они садились в кружок, очерчивали себя кругом, прикрывались белой полотняной скатертью и напряженно вслушивались в тишину морозной зимней ночи. Если кто-нибудь услышит звон колокольника — значит девушка выйдет в ту сторону замуж, а парень оттуда возьмет жену. Точно так же предвещал свадьбу и собачий лай, причем по характеру лая определяли даже свойства жениха (или невес ты). Хриплый, грубый лай — жених будет старый, ворчливый. Лай звонкий — жених молодой. Доносящийся звук топора предвещал смерть, звук поцелуя — потерю чести для девушки. Никто из гадаю щих не должен был выходить из круга, пока все не будут «расчерчены», то есть пока кто-нибудь из присутствующих здесь же, но не участвующих в гадании, снова не очертит кругом гадающих — иначе гадание не сбудется.Все виды гаданий (в особенности так называемое страшное гадание с зеркалом) считаются греховными. Но еще больший грех совершают те, кто рядится и надевает «хари» (маски). В особенности это развлечение считается неприличным для женщин и девушек.Гадание на урожай. Крестьяне верят, что если в ночь под Новый год небо будет звездное, то в наступающем году будет большой урожай ягод и грибов.Отстояв утреннюю обедню, первую в новом году, крестьяне обычно шли на гумно и зубами выдергивали из стогов былинки. Если выдернется былинка с колосом, полным зерна, то год будет урожайный, если с тощим — неурожайный.Иногда в канун Нового года пекли отдельный каравай хлеба, взвешивали его, клали на ночь к образам. Утром снова хлеб взвешивали и замечали: если вес прибавится, то наступающий год будет урожайный (в таком случае каравай съедала семья), если, наоборот, вес убавится, то год будет неурожайный (тогда каравай отдавали скотине, чтобы она меньше голодала во время бескормицы).Также крестьяне, после заутрени, ходили на перекресток, чертили палкой или пальцем на земле крест, потом припадали к этому кресту ухом и слушали: если послышится, что едут сани с грузом, — год будет урожайный, если пустые — будет неурожай.Приметы. Новый год — одно из самых главных событий в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году.Если на Новый год небо звездное — к урожаю. На Новый год звезд густо — ягоды будут.Сильный мороз и небольшой снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.

#568 annette

annette

    Супер профи

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 2 182 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 31 декабря 2010 - 11:09

Оксаночка, спасибки за интересный рассказ! :roll: :rose: :santa: :santa:

#569 tanuki

tanuki

    Супер профи

  • Активные участники*
  • PipPipPipPipPip
  • 3 284 сообщений
  • Город:Забайкалье
  • Имя: Татьяна

Отправлено 07 января 2011 - 02:18

С Рождеством Христовым!!! Всем многая и благая лета! Радости! Мое чадушко - сегодня причастник.

#570 Наталек-01

Наталек-01

    Просто НАШ

  • Активные участники*
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 10 330 сообщений
  • Город:Московская область
  • Имя: Наталья

Отправлено 07 января 2011 - 21:50

Девочки, с рождеством Вас!!!!

Я сердечно поздравляю
С Рождеством всех вас!
Счастья искренне желаю
В этот светлый час!
Пусть Вас озарит сиянье
С звездной высоты
И исполнятся желанья,
Планы и мечты.
Пусть нежданная удача
Взбудоражит кровь.
И конечно, много значат
Дружба и любовь!

Радость – лучший макияж.

Изображение

"- А вы правда добрая фея? - Правда. - А почему с топором? - Ах, как же вы мало знаете о добрых феях...""С"




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рецепты с фото © 2006-2020, "Saechka.Ru". E-mail: saechka@saechka.ru
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на сайт www.saechka.ru