
Православие
#811
Отправлено 24 августа 2011 - 15:07
Человека на его жизненном пути улавливают в свои сети многие страсти и слабости, и одна из них – злая зависть. Святые отцы учат: одержимый страстью зависти теряет душевный покой и мир, столь необходимый для духовной жизни, для настройки ее в тон Евангелию.
Зависть, тяжелым гнетом ложащаяся на сердце, вначале принимает вид легкого недовольства тем положением, которого ты достиг, в то время как кто-то преуспел больше тебя, проявляясь нежеланием признать и принять успех другого. Затем это недовольство растет и растет, делая сердце черным, словно от копоти. Одержимый завистью все время с беспокойством следит за тем, кому он завидует, ища повода осудить его. Можно определить эту болезнь души как неспособность человека осознать единство бытия всех людей в целом, ибо благо ближнего должно и других радовать.
В тот момент, когда нас охватывает зависть, мы забываем обо всем хорошем, что Христос Господь по великой Своей доброте дарует нам. Мы отворачиваемся от тех благословений, которые у нас есть, пригвождаем свой ум и сердце к нашему плохому, смакуя то, что мы не есть и чего у нас нет. Психологи считают, что зависть – настолько властное чувство, что мы вынуждены прилагать огромные усилия, чтобы противостоять ее болезненным уколам. Вот вы выступаете в роли критика, говоря, что некто не обладает никакими достоинствами. Однако внимательный собеседник очень быстро распознает зависть в вашем уничижительном отзыве, который может сильно повредить тому, о ком вы высказались.
Зависть – это, можно сказать, модный грех. Но мода преходяща, вот и зависти следовало бы стать неактуальной. Святой Василий Великий учит, что зависть – это «скорбь об успехе ближнего», она противостоит любви к ближнему; «как ржавчина разъедает железо, так зависть искрошает душу». А святой Иоанн Златоуст говорит, что завистливый «сам себе причиняет зло, прежде чем нанести вред тому, кому завидует, ибо, желая погубить другого, он губит себя самого».
Из зависти Люцифер, славнейший ангел, лишился места на небесах. Завидуя блаженству первых людей, в невыразимой радости живших в раю, диавол, обратившись змеем, прельстил Еву, подтолкнув ее к греху непослушания.
Зависть порождает ненависть, а из ненависти часто рождается месть с нескончаемой вереницей зла, иногда способного зайти слишком далеко. Человек, одержимый завистью, огорчается, видя благо и счастье других. Так огорчился убийца Каин, увидев, что жертва его брата Авеля более угодна Богу, и убил его из зависти. Так огорчились и работавшие на винограднике из евангельской притчи, когда хозяин заплатил вышедшим на работу в одиннадцатый час столько же, сколько трудившимся с третьего часа, то есть с самого рассвета. И так же огорчился грек Фемистокл, утративший покой после того, как его соперник, по имени Мильтиад, стал героем знаменитой битвы при Марафоне. «Что с тобой? Что тебя мучает? Что у тебя болит?» – спрашивали его друзья. Фемистокл отвечал им, пылая гневом: «Я огорчен победой Мильтиада!»
В той же мере, в какой завистливый огорчается из-за блага и счастья других, он радуется их беде и несчастью. И тени усмешки, промелькнувшей у нас в минуту страдания брата, довольно, чтобы показать нам самим, насколько мы мелки и как мы походя теряем свои малые духовные сбережения. Холодный взгляд, язвительное слово, толика равнодушия к тому чувству, которое хотело бы быть разделенным, как в зеркале отражают внутренние терзания того, кто забывает, что радость становится полнее, когда ее разделяют, а боль легче перенести, когда она перекладывается и на плечо другого.
Почему нам трудно согласиться с тем, что могут быть люди, более способные, чем мы? Даров много, и они различны, а разнообразие занятий и способностей делают нас уникальными и незаменимыми друг перед другом в нашей братской сплоченности. Если мы не понимаем этого призвания человека – жить в добре и гармонии с теми, кто рядом с нами, то какая нам польза от поста, молитвы, милостыни и других добрых дел, когда мы не можем даже чуть-чуть приподнять завесу зависти на окне сердца, чтобы ясно увидеть чудо этой жизни?
Каких только примеров не приводит нам повседневная жизнь! Какому завистливому земледельцу не кажется, что всходы соседа лучше, чем его? Какая маленькая душонка не досадует беспрестанно, что другие умнее, значительнее и лучше ее? И какая завистливая девушка и женщина не видит, что у ее подруги наряды красивее, украшения дороже – и представить всего нельзя, чего она только не надумает? Конечно, современное общество обильно питает это гнетущее состояние культом конкуренции, непомерной роскошью некоторых, без колебаний и с вызовом выставленной напоказ, сумасшедшей гонкой за дипломами и признанием, бонусами, выдаваемыми на каждом шагу тем, кто протиснется на одно место вперед – авось оттуда лучше будет виден «закат солнца», опускающегося во все более зияющую пропасть между обладателями состояний и теми, кто изо дня в день едва влачит жалкое существование.
В душе и сердце человека, истинно верующего и боящегося Бога, не может водвориться злая страсть зависти, навеваемая лукавым. Люди, встречающиеся на его жизненном пути, являют верующему примеры того добра или зла, которое имеется в нем самом, потому что окружающие нас – это наши зеркала.
Кто стремится к совершенству, тот станет благодарить Бога за все, что подпитывает его скоротечную жизнь, добро ли то или зло, радость или беда, хорошо зная, что только так мир и покой придут в его сердце и душу. Ибо, как говорит народная поговорка, «благодарный человек счастливее всех, и счастливый человек благодарен», а блаженный Августин учит, что «счастье состоит в том, чтобы желать того, что у тебя уже есть».
Иеродиакон Хризостом Филипеску
Перевел с румынского Родион Шишков
Doxologia.ro
11 апреля 2011 года
#812
Отправлено 28 августа 2011 - 17:22
Пресвятая, Пречистая Богородица, Та , Которая молится о нас и наших детях, молится о России, защитница и заступница, защити и спаси нас, моли Бога о нас грешных!
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице,преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#813
Отправлено 29 августа 2011 - 10:30
Любить Христа можно так, как любит царя верноподданный, живущий за тридевять земель. В лицо не видел, в глаза не смотрел, но сердцем любит. На стену прикрепил вырезку с портретом из журнала, в царские дни работать отказывается.
А вот любить мать царя невозможно иначе, как только будучи вхожим во внутренние царские покои, будучи приближенным к сокровенной от посторонних глаз жизни не царя только, но и семьи царской. Нужно быть царю родным, чтобы любить его мать и других родственников.
Эти слова сказаны, чтобы издалека подобраться к теме почитания Богородицы. Чтобы по аналогии, как по ниточке, дойти до этой истины.
Почитание Богородицы – это семейный архив, семейная память, семейное предание. Уже не издали чтит Господа, но вплотную приближается к Нему тот, кто чтит Облеченную в солнце Жену, послужившую Тайне Воплощения Бога. Мы не рабы, издалека кричащие хвалу, но дети семьи Божией, когда чтим Богоматерь.
Праздники Ее сокровенны. О них можно говорить на ухо, и об Успении – особенно. Оттого, вероятно, праздник этот так любим монашествующими.
Приближение к светлым тайнам подобно приближению к огню очистительному, и впору вспомнить Моисея, закрывавшего лицо при приближении к горящей купине (Исх. 3: 6). Так и кондак праздника Успения говорит: «Огради моя помышления, Христе мой, ибо стену мира воспети дерзаю, чистую Матерь Твою. На столпе глагол укрепи мя и в тяжких мыслях заступи…»
В тяжких мыслях заступи…
Монахам это более, чем мирским, понятно.
***
В день Успения мы говорим о том, что Матерь Света умерла.
Произнесем еще раз эту фразу и поставим в конце ее точку по всем правилам грамматики. «Богородица и Матерь Света умерла».
***
После этих слов и этой точки праздник возможен только в том случае, если совершилось еще «что-то». Иначе особого праздника бы не было. Мы продолжили бы праздновать Введение во храм, Благовещение и Рождество. Мы чтили бы многочисленные Ее иконы. Но Успение в этот светлый перечень бы не попало. Оно бы помнилось наряду с днями поминовения усопших праведников, апостолов, мучеников. Помнилось бы так, как, к примеру, помнится страдальческая смерть и славные имена Петра и Павла.
Все святые, разлучившись с телами, ожидают воскресения мертвых. Они уже веселятся перед лицом Божиим и не боятся будущего, которое не таит для них ничего страшного, но лишь воскресение плоти, умножение славы и полное вхождение в Царство. Все они веселятся, но только душой. Не весь человек продолжает жить, и пока единство души с имеющей воскреснуть плотью не восстановится, это будет еще «не все» веселье, «не вся радость».
Так было бы и в отношении Богоматери, если бы после точки в предложении о Ее смерти ничего больше не стояло. Однако праздник есть, и если он велик, то только потому, что гроб, недолго хранивший тело Богородицы, пуст. Петр и Павел ждут воскресения мертвых. Воскресения ждут все святые. Но Богоматерь для Себя уже ничего не ждет.
Ее гроб пуст той же священной пустотой, которой ознаменован гроб Ее Сына – Христа Спасителя.
***
Желудок сыт, когда полон. Дом богат, когда полон всякого добра. А вот гроб свят, когда пуст.
И пуст не от рук воров, кощунников или гробокопателей, а от непобедимой силы Воскресения!
Именно так пуст гроб Христов, этот источник всеобщего воскресения. Пуст и гроб Матери Христовой. Поэтому праздник Ее Успения велик. Он и назван не днем умирания, а днем Успения, поскольку недолгим был этот смертный сон.
***
Ее окружало особое воспитание, и душа ее рано, очень рано ощутила желание не отдаляться от Бога мыслью ни на йоту. Через узкие врата незримого для людских глаз подвижничества Она вошла в простор открывающихся тайн. Ей была подарена сладость особого Материнства. Ей была подарена прижизненная неизвестность и пребывание в тени Божественного Сына. Ей была положена на плечи тяжесть материнского переживания о Нем и безмолвного следования за Ним. Ей было растерзано сердце всем тем кошмаром, который вложен в понятие Страстной недели. Она была несказанно обрадована вестью о том, что Сладчайшее ее Чадо живо! Ей ли не быть отмеченной особой долей в час встречи со смертным холодом?
При всей скромной незаметности Своей на страницах Евангелия, Она – Мария – во всем другая.
Вот цари и великие мира сего могут казаться многим чуть не небожителями или земными богами, хотя на самом деле они ведут жизнь обычного грешника. Они сплетничают, боятся, лгут, развратничают, клевещут. Они умирают в недоумении о будущем, и память о многих из них смывается так же быстро, как смывается с асфальта грязь напором воды из дворницкого шланга. Истинное же величие одето в простоту и неузнанность.
«Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его», – пропела Мария, едва зачав Христа от Духа.
Сотворил Ей «величие Сильный» и в дни смерти Ее.
С одной стороны, во всем, как мы, Она умерла. Но, с другой стороны, во всем другая, Она не оставлена во гробе.
Сын взял Ее с Собой. Такова, видно, любовь Его, что царствовать над искупленными Он пожелал не иначе, как вместе с Той, Кто больше всех послужила тайне Искупления.
***
Предание о празднике изобилует подробностями о Гаврииле, об апостоле Фоме, о некоем дерзком иудее Афонии. Предание даже называет псалом, который воспел апостол Петр, возглавляя погребальную процессию с телом Богородицы. Все это есть в песнопениях праздника и в иконографии. Но мы не всегда должны перечислять эти драгоценные черточки и йоты великого события. Иногда стоит сконцентрироваться на главном.
Главное то, что Дверь, через Которую Всевышний вошел в мир, ушла от нас через двери смерти.
Она ушла вначале только душой, как и подобает смертным, но затем была воскрешена Сыном и покинула землю с плотью. Гроб Ее пуст!
Она ушла, но не оставила нас. И тропарь праздника раз за разом напоминает эту истину: «В Рождестве девство сохранила еси\ Во Успении мира не оставила еси, Богородице».
Мы, в числе миллионов других крещеных душ, поднимаем к Ней свои взоры и обращаем молитвы. Любящие Ее исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами. Спасенные Ее заступничеством вряд ли поддаются исчислению.
Наконец, мы тоже умрем. Не стоит ждать в тот день пришествия к нашей постели архангела Гавриила. Но молиться Богоматери стоит.
Постель умирающего сродни постели роженицы, поскольку душа умирающего болезненно рождается в иную жизнь. У обоих этих одров часто бывает наша Небесная Мать ради облегчения страданий и помощи. Молебный канон за мучительно умирающего человека обращен именно к Богоматери.
Так что праздник Ее Успения – это и праздник нашей общей надежды на Ее будущую помощь в тот грозный час, когда никто другой помочь будет не в состоянии.
В тропаре так и сказано: «Преставилася еси к Животу (Жизни), Мати сущи Живота (Мать истинной Жизни), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».
Протоиерей Андрей Ткачев
26 августа 2011 года
#814
Отправлено 30 августа 2011 - 11:29
#815
Отправлено 30 августа 2011 - 11:32
#816
Отправлено 30 августа 2011 - 11:46
#817
Отправлено 30 августа 2011 - 11:50
#818
Отправлено 01 сентября 2011 - 18:06
Уже неделю крутиться в голове фраза сверкови и множетсво мыслей.
"Якщо нема духовноъ потреби" - если нет духовной потребности.
Это было сказано как упрек, что муж не звонит еще и среди недели, а звонит только на выходных.
Но сама-то мысль... мудрая (впервые за столько лет).
Нет, я не собираюсь критиковать свекровь. Просто задумалась - а откуда она береться духовная потребность? Понятно же, что не появляеться сама по себе. Значит, воспитание. А если ее нет - значит, что-то упущено, где-то допущены ошибки.
Вообще про духовность. Столько лет ее "выбивали" из людей, что почти выбили. У скольких людей ее нет вовсе. И это не проблема отдельных людей, проблема целых поколений.
Не приучены к посту, молитве, хождению в церковь, к милосердию. Из этих небольших составляющих веры и духовности. А потом - пожинание плодов.
Как я могу научить дитя бережно и уважительно относиться к старикам, если в доме их ругают. Конечно, они не подарки и допускали ошибки. Но их ошибки в воспитании почти фатальны. Теперь они обрушиваються на них гневом и неприязнью их детей и внуков. Я думаю, а могли бы так поступать раньше, смогли бы так поступать истинно духовные люди? Думаю, нет.
И откуда в нас возметься эта духовность, в детях безбожников и атеистов (это я про себя). Только по милосердию Божию. Но вера дается разная.
Я думаю, как многое было упущено мною. Хорошо, что кое-что еще можно наверстать, исправить.
Сын подруги упорно говорит, что Бога нет на уроках христианской этики.
Сегодня наша учительница сказала, что заменила первоклашкам информатику на христианскую этику. Некоторые родители были явно недовольны (вслух). Хотя учительница пыталась убедить, что речь пойдет не о догматах и правилах, а о чесности, справедливости, доброте - о том, что в душе ребенка.
Скачала книгу Пестова "Православное воспитание детей" и "Воспитание у тробе матери, или рассказ об упущенных возможностях" - почитаю на досуге. Возможно, они похожи. И возможно и духовное воспитание нужно начинать уже в утробе матери, когда малыш начинает слышать звуки. Он слышит молитвы, церковное пение. Я рада, что могу пройти через все снова и что мой малыш уже бывает в церкви, уже в утробе.
Что пенять на духовные потребности 40-летних детей, если в детстве не было никаких задатков этой духовности? Надеюсь, нам удасться это исправить и наши дети будут лучше нас, добрее и милосердней.
#819
Отправлено 09 сентября 2011 - 12:25
(чтобы благополучно разрешиться)
Молитва первая
О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имярек), и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все блудные дщери Евы. Вспомни, о, Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголан-ная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающих жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.
Молитва вторая
Всемогущий Боже, Творец всего видимого и невидимого! К Тебе, возлюбленному Отцу, прибегаем мы, одаренныя разумом создания, потому что Ты по собственному совету создал род наш, с неизреченною мудростью сотворив наше тело из земли и вдохнув в него душу от Своего Духа, чтобы мы были Твоим подобием. И хотя в Твоей воле было сотворить нас сразу, как и ангелов, только бы Ты восхотел, но Твоей Премудрости угодно было, чтобы через мужа и жену, в Тобой установленном порядке брака, умножался род человеческий; Ты захотел благословить людей, чтобы они росли и множились и наполняли не только землю, но и ангельские сонмы. О Боже и Отче, да будет во веки славимо и прославляемо имя Твое за все, что Ты для нас сделал! Благодарю Тебя также за Твое милосердие, что не только я, по Твоей воле от Твоего чуднаго творения произошла и наполняю число избранных, но что Ты удостоил меня благословить в супружестве и послал мне плод чрева. Это Твой дар, Твоя Божественная милость, о Господи и Отче духа и тела! Потому обращаюсь к Тебе одному и молю Тебя со смиренным сердцем о милости и помощи, чтобы то, что Ты творишь во мне Твоею силою, было сохранено и приведено к благополучному рождению. Ибо я знаю, о Боже, что не в силах и не во власти человеческой избирать свой путь; мы слишком слабы и склонны к падению, чтобы миновать всех тех сетей, которые расставляет нам по Твоему соизволению, злой дух, и избегнуть тех злополучий, в которые ввергает нас наше легкомыслие. Твоя же мудрость безгранична. Кого Ты пожелаешь, Ты невредимо через Ангела Твоего сохранишь от всякой напасти. Потому и я, Милосердый Отец, предаю себя в печали моей в Твои руки и молю, чтобы Ты посмотрел на меня оком милосердия и сохранил от всякого страдания. Пошли мне и милому мужу моему отраду, о Боже, Владыко всякой радости! Чтобы мы при виде Твоего благословения, от всего сердца поклонялись Тебе и служили радостным духом. Я не хочу быть изъятой из того, что наложил Ты на весь род наш, повелев в болезнях родить чада. Но смиренно прошу Тебя, чтобы Ты помог мне перенести страдания и послал благополучный исход. И если Ты услышишь эту молитву нашу и пошлешь нам здоровое хорошее дитя, то клянемся привести его снова к Тебе и посвятить Тебе, чтобы Ты пребыл для нас и семени нашего Милосердым Богом и Отцом, как мы клянемся всегда быть Тебе верными слугами вместе с нашим ребенком.
Услыши, Милосердый Боже, молитву последней рабы Твоей, исполни мольбу сердца нашего, ради Иисуса Христа, нашего Спасителя, Который ради нас воплотился, ныне же пребывает с Тобою и Святым Духом и правит в вечности. Аминь.
….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#820
Отправлено 11 сентября 2011 - 09:48
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#821
Отправлено 20 сентября 2011 - 21:24

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#822
Отправлено 22 сентября 2011 - 17:50

Сообщение отредактировал nasa: 22 сентября 2011 - 17:52
….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#823
Отправлено 22 сентября 2011 - 19:30




#824
Отправлено 22 сентября 2011 - 20:46
Оксана, спасибо за статьи..очень интересно и есть над чем поразмышлять
![]()
![]()
Аня, удивительно какая благодушность у тебя сейчас внутри... рада за тебя
. ты моё сообщение в личку получила? Алексей, спасибо что не пропускаешь церковные праздники и радуешь напоминанием о них.у меня бывает приятное чувство единения когда я бываю в своем храме... Киево-Печерской Лавре и когда читаю твои сообщения в этой теме. спасибо вам...
Во славу Господа! Я часто посещаю страничку лавры в инете, смотрю службу он- лайн трансляции (Трапезный храм)
Сообщение отредактировал Люлюша: 06 апреля 2022 - 07:47
….Как только садишься на диету, тут же кто то рядом садится жрать! ( М. Жванецкий)
#825
Отправлено 06 октября 2011 - 00:11
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных