

Свято-Троицкая Приморская Мужская Пустынь основана в 1732 году по велению императрицы Анны Иоановны трудами ее духовника Архимандрита Варлаама.
Это место силы духа, веры, молитв многих веков истинно верующих людей.










Очень сложная и трагичная судьба Пустыни. Несмотря на многие разрушения храмов в настоящее время сохранились Святые врата обители с часовнями 1847 года, Братский корпус с надвратной церковью во имя мч.Саввы Стратилата 1862 года, Храм во имя прп.Сергея Радонежского 1859 года, где проходят регулярные богослужения, Церковь святого Григория Богослова, здание монастырской трапезной.
Долгие годы мудро управлял настоятель Пустыни Архимандрит Игнатий /Брянчанинов/. В 1988 году был причислен к лику святых РПЦ.
Это место погребения около 1500 человек.
Канцлер Российской империи князь А.М.Горчаков, герой суворовских походов граф Валериан Зубов, герой Бородинского сражения Н.С.Сулима, архитектор строений в Пустыне А.М.Горностаев, знаменитая Суворочка дочь великого полководца А.В.Суворова и его внук генерал-губернатор Петербурга А.А.Суворов.
Также погребены известные люди из рода Юсуповых, Чичериных, Зубовых, Шаховских, Голициных, Строгановых, Батюшковых, Головиных, Лермонтовых, Салтыковых, Оболенских, Шереметьевых, Толстых, Потемкиных, Нарышкиных и многих других...
В Пустыни похоронены духовные лица, священство и монашество.






Могила канцлера А. М. Горчакова.
Александр Михайлович Горчаков - светлейший князь, товарищ А. Пушкина по лицею, знаменитый дипломат, Государственный канцлер, который принес много пользы для Российского государства. Надгробие установили в 1988 году, к 200-летию со дня его рождения.





Усыпальница генерала Чичерина П.А. (1808-1872) и членов его семьи.
Чичерины принадлежали к старинному русскому дворянскому роду, происходившему от выехавшего из Италии Афанасия Чичерни (Чериични), в 1472 году, в составе свиты Софии Палеолог. Его сын - Иван Афанасьевич, умер в монашеском чине, которого стали именовать Чичериным. Его правнук, Дмитрий Иванович, был убит при взятии Казани (1552 год).
Род Чичериных имел свой герб в виде щита, поделённого на четыре части. В первой части золотое поле и в нем крест-на-крест серебряная стрела и выгнутый меч с золоченой рукояткой, направленные остриями вверх. Во второй части на красном поле на белой лошади всадник с поднятым мечом. В третьей части голубое поле и на нем серебряный полумесяц опущенный вниз, над ним изображен золотой крест, под ним золотая звезда, имеющая 6 концов. В четвёртой части на серебряном поле красный лев, стоящий на задних лапах, голова которого обращёна назад. Герб Чичериных внесён в Сборник дипломных гербов Российского Дворянства.
Усыпальница рода Чичериных находится на кладбище при монастыре Троице-Сергиевой пустыни. Он сооружен в виде усеченной пирамиды, которую завершает скульптура апостола Петра и на нем сделана надпись с перечислением всех, кто здесь погребен.









Могила архитектора Алексея Максимовича Горностаева (1808-1862).
Памятник в виде креста в ирландском средневековом стиле, характер орнамента которого имеет много общего с русским стилем, установлен в 1879 году. Автор надгробного памятника - родственник покойного, архитектор И.И.Горностаев. Памятник интересно задуман: на всех четырех сторонах креста сделаны барельефы, изображающие здания А.М.Горностаева, в том числе Успенский собор в Хельсинки - крупнейший православный храм в Северной Европе (построен после смерти автора, в 1868 году).
В Свято-Троицкой пустыни Горностаевым были построены Сергиевская и надвратная церкви, братский корпус, часовни.


Кушелевская церковь.
В 1857 году по проекту знаменитого архитектора А.И.Штакеншнейдера была построена одноглавая в русско-византийском стиле церковь во имя святителя Григория Богослова.
Церковь, она же усыпальница над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), была построена его вдовой, Екатериной Дмитриевной Кушёлёвой (урожд. Васильчиковой). Сама Екатерина Дмитриевна после смерти тоже была похоронена в крипте церкви.
По простому, церковь так и называлась Кушелевской.
После смерти Е.Д. Кушелевой о храме заботилась их приемная дочь-подкидыш, впоследствии маркиза Инконтри, жившая в Италии.
Церковь эта была закрыта в 1919 - 1920 годах, а в 1930 году она была переделана.
Сейчас Кушелевская церковь стоит в лесах.
В крипте церкви похоронены два Григория Григорьевича Кушелева-Безбородко, отец и сын.
Адмирал Григорий Кушелев-старший был близок к Павлу I, при нем он фактически управлял всем флотом. Удачно женился в зрелом возрасте на 16-летней графине Любови Безбородко, самой богатой невесте России того времени.
Кушелевы были весьма богаты, владели, в частности, Полюстрово и Лигово с еще девятью окрестными деревнями по Петергофской дороге. Имение Лигово, кстати, перестраивал тот же А.Штакеншнейдер. Кушелев младший с женой устроили там образцовое хозяйство на английский манер, пытались даже вырастить что-то из зерен пшеницы, найденных в древнеегипетских сосудах.






Могила Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Создатель Кушелевской церкви, наш великий архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (Мариинский дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Николаевский и Ново-Михайловский дворцы в Санкт-Петербурге, прекрасные работы в Петергофе и многие другие), и сам был похоронен в Сергиевой Пустыни, не более чем в 100 метрах о своего детища.
Пока строилась Кушелевская церковь, у Штакеншнейдеров в 1856 году умерла трехлетняя дочь Зинаида. Не знаю, связаны ли эти два события, строительство церкви и похороны ребенка именно на территории монастыря, но архитектор не только похоронил здесь свою дочь, но и внес пожертвование в размере 1 тысячи рублей, получив за это участок для семейной усыпальницы. Со временем в ней были погребены и сам Андрей Иванович и его жена и старшие сын с дочерью.
После уничтожения некрополя в советские годы, захоронение было утрачено, но сохранились некоторые сведения о его бывшем местонахождении. Поэтому, когда в 1985 году проводилась работа по перепланировке территории школы милиции, появилась возможность попробовать найти некоторые захоронения. В числе одной из первых в результате раскопок было обнаружено захоронение семьи Штакеншнейдеров.
Идентификации помогло наличие в захоронении останков ребенка, и анатомические особенности дочери Штакеншнейдеров Елены Андреевны, она с детства страдала хромотой и искривлением позвоночника.
Но, только в 1996 году состоялось перезахоронение останков членов семьи архитектора и была установлена надгробная плита с оградой.